РОЛЬ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
РОЛЬ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Аналогия, или модели, всегда применялись для получения новых знаний, являлись мощным средством решения практических и научных задач. Таким образом, в исследовательской деятельности студентов большое значение имеют использование методов моделирования и само построение моделей. Содержание понятия «модель» характеризуется следующими основными свойствами: 1. модель создается человеком или сознательно отыскивается им в природе; 2. исследование модели обладает некоторым преимуществом перед исследованием оригинала; 3. модель в одно и то же время сходна с оригиналом и отлична от него. Эти свойства фиксируют внимание на таких важных характеристиках использования моделей в научном познании, как способ реализации модели и ее целевое назначение, упрощение объекта исследования, соответствие модели и оригинала. Моделирование пронизывает в настоящее время все сферы научного познания и выступает в качестве общенаучного метода исследования. Возрастание его роли определяется, прежде всего, необычайной сложностью объектов современной науки: ограничивая разнообразие познаваемых явлений, моделирование открывает возможность их упрощения и позволяет тем самым решать задачи, до недавнего времени казавшиеся неразрешимыми. Существенное значение имеет и то, что решения эти оказываются часто экономичными и сжатыми во времени. Итак, гносеологическая ценность моделирования заключается в возможности упрощенного опосредованного исследования объектов науки, непосредственное изучение которых не представляется возможным в силу тех или иных причин. В наше время, в эпоху научно-технической революции, когда науке приходится перерабатывать большой и все возрастающий объем научной информации, возросла потребность в уплотнении и систематизации научных знаний. Моделирование, давая общее формальное описание качественно различных явлений и устанавливая содержательные связи внутри каждой отдельной науки, становится важнейшим средством междисциплинарного и внутридисциплинарного синтеза знаний. Этот синтез становится возможным благодаря широкому распространению метода математического моделирования в научных исследованиях сегодняшнего дня. Процесс математического моделирования науки стал закономерностью развития современного научного знания и получил название математизации наук. Потребность в математическом мышлении со стороны современной науки и производства определяется тем качественным скачком в познании законов природы, который создает использование математических моделей: они описывают исследуемые явления точно и объективно, что позволяет осуществить их проверку, сопоставление с опытом, прогнозировать течение событий. Сейчас стало ясно, что «принципиально нематематических» дисциплин не существует – математика может обогатить своими идеями и методами любую область знания. Универсальность математики – в ее абстрактности: она универсальна в той же степени, в какой присущи объектам и явлениям материального мира философские категории количества и формы. Однако, внедрение математики в систему человеческих знаний – это не простой, а очень сложный и противоречивый процесс. С одной стороны, исходный материал должен быть достаточно полон, точен, объективен, что требует высокого уровня развития исследуемой области знания. С другой стороны, математическое описаний новых явлений науки и жизни требует от достаточно широкого круга специалистов владения методом математического моделирования, что, в свою очередь, предъявляет высокие требования к математической подготовке студентов. Крупнейшие российские и зарубежные ученые подчеркивают в своих выступлениях, что наука и производство сегодня нуждаются в людях, глубоко понимающих сущность и границы использования математического метода, умеющих математически ставить и описывать конкретные практические задачи, строить математические модели различных процессов и явлений на всевозможных уровнях. Обучение математическому моделированию, раскрытие перед студентами сущности и значения математического метода исследования реального мира становится, таким образом, одной из главных задач дидактики математики, а также необходимым при организации исследовательской деятельности студентов.
Категория: Мои статьи | Добавил: Uchitel (26.01.2012)
| Автор: Разинкова Елена АлександровнаE
Просмотров: 2980
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]