Пятница
17.05.2024
06:20
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Математика для Вас!
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Ищи и найдешь!

Звоните и увидимся
Мой статус

А вот интересно:
Смогли бы вы завтра написать экзамен в форме ГИА?
1. да
2. нет
Всего ответов: 115

Кто здесь?

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поделись с друзьям

Главная » Статьи » Мои статьи

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ МАТЕМАТИКЕ
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ МАТЕМАТИКЕ


На сегодняшний день проведенные многочисленные исследования подтверждают, что обучение математическому моделированию способствует решению таких важных педагогических задач, как совершенствование прикладной направленности, формирование элементов математической культуры и общей культуры учащихся, формирование элементов диалектико-материалистического мировоззрения, формирование межпредметных связей и т.д.
В этих исследованиях поставлены и решены многие задачи, связанные с обучением математическому моделированию:
1. уточнены понятия «модель», «математическое моделирование», показана необходимость их изучения учащимися школ и студентов педвузов (причем, студентов не только математических факультетов, учитывая прикладную значимость математического моделирования);
2. рассмотрены функции математического моделирования в обучении (интегративная, иллюстративная, эвристическая, развивающая, воспитывающая и др.);
3. изучены классификация моделей, этапы математического моделирования.
Несмотря на это проблема моделирования продолжает вызывать интерес у исследователей и сегодня. Остаются нерешенными многие вопросы, связанные с обучением математическому моделированию:
1. пересмотр программы математики в школе с целью обеспечить учащихся необходимой базой для успешного обучения математическому моделированию (целесообразно, к примеру, включить основы языка теории множеств, элементы логики в курс математики средней школы);
2. создание конкретных методических указаний для формирования умений и навыков именно по построению математических моделей и интерпретации полученных результатов, при этом важно, что прикладные задачи не являются задачами собственно математики, поэтому требуется уделить особое внимание первому этапу в процессе математического моделирования, а именно этапу формализации (переход сначала к вербальной или физической моделям, потом к математической модели, то есть возникает создания первичных моделей);
3. исследование проблемы о распределении изучения вопросов моделирование между всеми предметами;
4. задача уточнения моделей;
5. вопрос о целесообразности применения и об удобстве исследования различных видов моделей, построенных для решения одной и той же задачи;
6. проблема совершенствования существующего и разработка нового учебно-методического обеспечения и др.
Неявное обучение моделированию появляется еще в младших классах с началом изучения текстовых задач. В дальнейшем в старших классах требуется меньше новых знаний для применения метода математического моделирования в более сложных ситуациях (причем, чаще всего, хорошо построенная модель доступнее для исследования, чем реальный объект). Несмотря на это математическое моделирование как средство повышения качества знаний, умений и навыков учащихся, как эффективный инструмент управления их познавательной деятельностью еще недостаточно применяется педагогами.
При обучении учащихся необходимо показать им всю познавательную роль метода математического моделирования (при этом нельзя забывать, что с помощью модели можно развить теорию некоторой области объектов, но сама модель еще не есть теория, если даже она и представляет собой математическое построение), а также следует обратить внимание на то, что основной частью математических средств, используемых в математическом моделировании, являются дифференциальные уравнения.
Рассмотрение дифференциальных уравнений позволяет обогатить учащихся умениями строить математические модели различных процессов и явлений, решать различные задачи прикладного характера, возникающие при изучении этих процессов математическими методами, показать учащимся мощь математических методов и их универсальность.
При обучении математическому моделированию целесообразно проведение курса «Дифференциальные уравнения и уравнения с частными производными». При этом необходимо обратить внимание учащихся на то, что именно в процессе моделирования понятия функции, производной, интеграла, дифференциальных уравнений особенно тесно соприкасаются с такими физическими понятиями как изменение, зависимость, скорость, количество, составляя их логическую основу и демонстрируя свою практическую значимость, откуда можно сделать вывод о важности изучения дифференциальных уравнений для более глубокого познания реальной действительности.
Содержание предлагаемого курса включает в себя следующие разделы:
1. Введение в математическое моделирование. Основные понятия.
2. Основные определения дифференциальных уравнений.
3. Элементарные типы дифференциальных уравнений.
4. Системы дифференциальных уравнений.
5. Линейные дифференциальные уравнения n-го порядка.
6. Линейные дифференциальные уравнения n-го порядка с постоянными коэффициентами и их системы.
7. Дифференциальные уравнения с частными производными первого порядка.
8. Дифференциальные уравнения с частными производными второго порядка.
9. Некоторые приложения дифференциальных уравнений.
При изучении первого раздела необходимо ознакомить учащихся с историей возникновения математического моделирования, уделить особое внимание сущности его определения, рассмотреть различные типы моделей, области их применения.
Второй раздел включает в себя помимо прочего геометрические и физические задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям. Одна из основных целей изучения этого раздела: составить схему решения таких задач с применением теории дифференциальных уравнений. Эта схема имеет следующий вид.
• Подробный разбор условий задачи и составление чертежа, поясняющего его суть.
• Составление дифференциального уравнения рассматриваемого процесса.
• Интегрирование составленного дифференциального уравнения и определение решение этого уравнения.
• Определение возможных констант решения с помощью начальных условий.
• Определение, по мере необходимости, вспомогательных параметров (например, коэффициента пропорциональности и др.), используя для этой цели дополнительные условия задачи.
• Вывод общего закона рассматриваемого процесса и числовое определение искомых величин.
• Анализ ответа и проверка исходного положения задачи.
В этом же разделе даются основные определения и понятия, связанные с дифференциальными уравнениями.
Третий, четвертый, пятый, шестой и седьмой разделы посвящены методам решения различных типов дифференциальных уравнений и их систем. Представленный здесь материал носит в основном теоретический характер.
Цель изучения девятого раздела – обнаружить межпредметные связи естественнонаучных дисциплин с помощью составления дифференциальных уравнений в задачах геометрии, физики, химии, биологии и экономики, а также еще раз показать важную роль применения методов математического моделирования к решению задач, содержащих реальные проблемы. В данном разделе, например, можно рассмотреть задачу о вливании глюкозы в кровеносную систему (то есть, задачу об определении количества глюкозы в крови с течением времени).
В заключение отметим, что математическая модель является основой математически оформленной теории того или иного явления, а аппарат дифференциальных уравнений нашел большое применение в математическом моделировании.
Результативность математического моделирования подтверждена всей человеческой практикой, это сильное средство научного исследования, которое используют в каждой конкретной области науки.
Преподавателю важно помнить, что задачи на построение и исследование моделей открывают возможности для самостоятельной творческой работы, способствуют пониманию не только математики, но и других наук, дают понятие о «научном методе», представляют математику наукой, тесно связанной с другими естественными науками.
Категория: Мои статьи | Добавил: Uchitel (26.01.2012) | Автор: Разинкова Елена Александровна E
Просмотров: 1252 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
В ЭТОМ РАЗДЕЛЕ
Мои статьи [5]
Ученику [22]
Ты учишься в школе? Тогда тебе сюда!
Родителю [5]
Вы хотите помочь своему ребенку в изучении математики? Похвально! Вам сюда!
Учителю [2]
Рада поделиться с Вами опытом!

Путь к знаниям

Лидеры сайта
1 Uchitel
Администраторы
Релизов: 5
Форум: 6
2 kuma
Родитель
Релизов: 0
Форум: 3
3 nb
Учитель
Релизов: 0
Форум: 3
4 AIX
Родитель
Релизов: 0
Форум: 1
5 Панда
Учитель
Релизов: 0
Форум: 1
6 Анатольевна
Учитель
Релизов: 0
Форум: 1
7 Leech
Ученик
Релизов: 0
Форум: 1
8 hrusha1
Ученик
Релизов: 0
Форум: 1
9 natali
Ученик
Релизов: 0
Форум: 0
10 2532125321253212532125321
Ученик
Релизов: 0
Форум: 0


Сайт Разинковой Е.А. © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz